Мит Сколов (mskolov) wrote,
Мит Сколов
mskolov

Categories:

Чэнь Юнь (продолжение)

* "Чэнь Юнь неоднократно подчеркивал, что заслуги Мао Цзэдуна должны ставиться на первое место, а его ошибки на второе место. Чэнь Юнь утверждал, что у Мао Цзэдуна есть заслуги, равных которым нет в истории, и они состоят именно в том, что он воспитал целое поколение людей, в том числе и нас."
* "Они [Чэнь и Дэн] понимали необходимость отказа от выдвижения на первый план установки на классовую борьбу внутри КНР и обоснованность курса на осуществление, прежде всего, реформ в области экономики." "Чэнь Юня и Дэн Сяопина объединяло так же, повторим, отношение к прошлому КПК и лично к Мао Цзэдуну. Они были за сохранение и авторитета Мао Цзэдуна, и созданной им политической системы."
* "В марте 1979 г. Чэнь Юнь представил тезисы на тему «Проблемы плана и рынка». В этом документе он указывал на то, что в самой системе планирования, будь то в СССР или в КНР, проявилось главенство лишь одной формулы: «пропорциональность и плановость», но не было места для другой: при социалистической системе необходимо иметь и рыночное регулирование. Вслед за этим он указал на то, что план представляет собой главное основание макроконтроля. План включает директивное планирование и направляющее планирование. Эти методы планирования отличаются один от другого, однако в любом случае необходимо использовать разнообразные методы экономического регулирования.
В конце 1970-х и в начале 1980-х гг. эти взгляды Чэнь Юня оказали глубокое влияние и содействовали высвобождению мышления всех партийцев, принятию идеи о том, что следует стремиться к истине в опоре на факты, в ходе разрушения чрезмерно концентрированной системы плановой экономики. В то время был в серьезной степени утрачен баланс между отраслями в экономике."
* "Чэнь Юнь был весьма озабочен складывавшейся в стране ситуацией и требовал, чтобы наследники революции, особенно дети высокопоставленных кадровых работников партии, сохраняли славные традиции партии. Еще в июне 1949 г. Чэнь Юнь в письме сыну одного из своих соратников требовал, чтобы молодой человек ни в коем случае не ощущал себя сыном заслуженного государственного деятеля и зарубил себе на носу, что подлинным заслуженным государственным деятелем, имеющим заслуги в деле революции, является простой народ всей страны.
Во время праздника весны в 1983 г. Чэнь Юнь в беседе у себя дома с детьми павших участников революции сказал им: вы — поколение наследников революции, вы — дети партии; вы должны быть похожи на своих родителей, во всем исходить из интересов партии, не жалеть себя, не жалеть ничего своего ради защиты интересов партии.
Из всего этого следовало, что Чэнь Юнь (кстати, как и Чжу Дэ) был весьма озабочен тем, что те люди, в которых в КПК по традиции видели смену, которых воспитывали как «детей партии», в новой обстановке, за одно-два десятилетия реформ превращались в корыстных эгоистов, лишенных нравственности и заботившихся только о своем кармане, о своем положении у власти.
В КНР утверждали, что Чэнь Юнь всегда заботился об интеллигенции, об образованных людях и вообще о проблеме образования.
В июле 1982 г. в письме постоянному комитету политбюро ЦК КПК Чэнь Юнь предложил улучшить условия работы и быта интеллигентов, образованных людей среднего возраста. Он полагал, что без этого будет невозможно продвигаться вперед и выше в деле науки и техники, невозможно будет добиваться повышения уровня производительных сил.
В сентябре 1984 г. он внес предложение повысить социальный статус учителей начальных и средних школ, постепенно добиваться того, чтобы труд учителя действительно пользовался уважением в обществе, чтобы обладателям этой профессии люди завидовали и восхищались ими.
Он также проявлял большую заботу о людях, которые изучают древнюю классическую литературу, полагая, что это великое дело наследования отечественной культуры...
Чэнь Юнь поощрял всех на то, чтобы «выдвигать на первый план человека, людей, выдвигать на первый план книги, идти правильным, добродетельным, прямым путем».
Чэнь Юнь действительно ценил знания и людей, обладавших знаниями. Вместе с тем он проявлял заботу о повышении их общественного статуса, об условиях быта, имея в виду, что они нужны его партии как необходимое орудие решения задач.
В КНР также утверждали, что Чэнь Юня можно считать образцовым человеком."
* "Во время событий 1989 г. Чэнь Юнь поддержал действия Дэн Сяопина и применение армии против демонстрантов в Пекине."
* "После XIV съезда партии Чэнь Юнь находился на отдыхе, однако он по-прежнему проявлял заботу о реформах и открытости, о социалистической модернизации. При этом он отмечал, что ныне масштабы экономической деятельности иные, гораздо большие, существует много сложных проблем, методы, которые в прошлом оказывались эффективными, в условиях курса реформ и открытости во многих случаях не подходят. Это требует усилий, требует учиться всему новому и непрерывных исследований с целью решения новых вопросов."
* "Больше всего он занимался вопросами экономики.
Он выступал и по вопросам партийного строительства.
Наконец, еще одной областью, которая его интересовала, была философская мысль."
* "Важно отметить, что Чэнь Юнь, как уже упоминалось, считал необходимым «ориентироваться не исключительно на вышестоящих, ориентироваться не исключительно на то, что написано в книгах, а ориентироваться исключительно на факты, на реальную действительность».
Такие установки весьма характерны и для мышления Чэнь Юня, и для немалого числа руководящих работников КПК... Это был призыв к самостоятельному мышлению. Чэнь Юнь открывал для людей возможность думать и действовать самостоятельно... Он призывал прислушиваться к мнению руководителей, но при этом думать и своей головой. Чэнь Юнь не был анархистом, он никоим образом не являлся противником принципа демократического централизма и строгой дисциплины в партии. Чэнь Юнь никогда не выступал против Мао Цзэдуна и никогда ни одним словом не намекал на возможность сомнения в правильности «идей» Мао Цзэдуна.
Этот принцип Чэнь Юня свидетельствует, что он считал необходимым стремиться к знаниям, читать книги, документы партии, но в то же время не думать, что в сочинениях классиков марксизма все уже написано. Чэнь Юнь давал понять, что помимо того, о чем кто-то уже писал, существует жизнь, реальная действительность. Поэтому решения следовало принимать, имея в виду и документы, труды, существовавшие к моменту принятия решения, и собственные соображения относительно реально складывавшейся обстановки. Чэнь Юнь никогда не выступал против изучения трудов Мао Цзэдуна. Он, напротив, подчеркивал необходимость исходить из их содержания.
Наконец, Чэнь Юнь делал упор на том, что следовало, прежде всего, исходить и из реальной действительности.
Таким образом, в целом позиция Чэнь Юня всегда отличалась призывом сочетать здравый смысл с уже существовавшей теорией, в первую очередь с трудами Мао Цзэдуна.
Чэнь Юнь также руководствовался диалектическим методом, который формулировал следующим образом: «Обмениваться мнениями, сопоставлять мнения, еще и еще раз возвращаться к вопросу»."
* "Чэнь Юню принадлежит теория комплексного потенциала государства. В КНР считают, что она составляет единое целое с мыслью Дэн Сяопина о том, что «развитие представляет собой непреложную истину».
Дэн Сяопин пришел, уже после смерти Мао Цзэдуна, к мысли о том, что китайцы нуждаются в безостановочном развитии экономики, производительных сил в промышленности и сельском хозяйстве. Поэтому партия должна осуществлять такой курс, который прежде всего способствовал бы развитию, а не тормозил его. Политические кампании, проводившиеся при правлении Мао Цзэдуна во имя осуществления классовой борьбы или под лозунгами классовой борьбы, стали представляться Дэн Сяопину не отвечающими интересам китайцев и, главное, государства, КНР."
* "В сентябре 1994 г. на 4-м пленуме ЦК КПК 14-го созыва был выдвинут призыв посвятить следующие три года учебе. В этой связи пропагандировалась работа Чэнь Юня «Учеба — это обязанность члена коммунистической партии»... Чэнь Юнь включал в свой призыв и требование настойчиво продолжать политическую учебу, изучение марксизма, идей Мао Цзэдуна и политических установок партии.
Раздумья о проблемах сельского хозяйства возвращали Чэнь Юня к мысли о том, что «когда нет зерна, тогда наступает смута».
Это был вывод, который сложился у Чэнь Юня давно, ибо ему много десятилетий приходилось решать, прежде всего, экономические вопросы. Он твердо знал, что в Китае необходимо накормить людей, он также знал, что отсутствие пропитания порождает смуту. В свое время КПК пришла к власти в стране в опоре на крестьян, используя в значительной степени то, что политические противники так и не смогли решить проблемы деревни.
В конце двадцатого века Чэнь Юнь исходил из того, что для удержания власти необходимо прежде всего решить вопрос о зерне, о продовольствии для страны. Если это требовало разрушения системы «народных коммун», созданной Мао Цзэдуном, Чэнь Юнь, безусловно, решительно поддерживал крестьян, которые после смерти Мао Цзэдуна разобрали коллективные земли на свои семейные наделы. Он не был инициатором этого стихийного движения крестьян, но, когда оно началось и стало разворачиваться, не выступил против него."
* "Говоря о принятии на государственную службу в учреждения КНР сотрудников прежних государственных учреждений, Чэнь Юнь утверждал: «Конечно, принимая на работу всех тех, кто работал при прежней политической власти, мы несем очень большое финансовое бремя. Однако если мы сократим, уволим всех этих людей, лишим их работы, лишим их пропитания, если им нечего будет есть, проблема может стать гораздо большей. Если мы сейчас возьмем на содержание этих людей, то с финансовой точки зрения это для нас, конечно же, будет убытком. Но с другой стороны, мы получим благоприятный для нас политический резонанс. Ведь тогда те, кто сейчас живут в районах страны, которые еще только ждут своего освобождения, увидят, что существование работников, о которых мы говорим, обеспечено, и тогда они перестанут бояться, тогда уменьшится число тех, кто сопротивляется нам. Благодаря этому мы сможем быстрее завершить войну, тогда наши потери в людских и в финансовых ресурсах будут меньше, и мы в общем и целом сможем весьма значительно уменьшить наши расходы»."
* "В практической работе иной раз возникает коллизия, при которой оба предлагаемых варианта решения имеют больше недостатков, чем пользы. При таких обстоятельствах руководитель тоже может сопоставлять предлагаемые варианты, сосредоточившись лишь на оценке того, какой из проектов влечет за собой меньший ущерб. Этот вариант и считается в данном случае более приемлемым. Иными словами, Чэнь Юню приходилось иной раз из двух зол выбирать меньшее зло. Это также был один из тех методов, которые включаются в его идею о необходимости сопоставления и сравнения при принятии решений."
* Интересно также про предпочтение выпуска госзайма увеличению денмассы, а также про предпочтение последнему сбора налогов - относится ко времени сразу после образования КНР (все цитаты выше оттуда же) http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=history&author=galenovich-um&book=2005&page=238 Там же дальше занятно про рынок во время «отпора США и оказания помощи Корее», про решение участи капиталистов... "Грубый подход, при котором отбрасывают все и вся, является ошибочным".
* «В свое время товарищ Мао Цзэдун говорил, что там, где «мы слышим как «разыгрывают свой спектакль наши оппоненты», там, где существует «оппозиция», там дела идут прекрасно, в противном же случае наладить работу должным образом не удастся». «Капиталисты зачастую мгновенно и самым непосредственным образом выискивают ошибки в нашей работе, так как многое в нашей работе затрагивает их интересы. Они обладают способностью ставить перед нами каверзные вопросы, так сказать, «объявлять нам шах»; и уж тут нам приходится находить ответ».
Tags: КНР, из прочитанного
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments