Мит Сколов (mskolov) wrote,
Мит Сколов
mskolov

Categories:

Историк Джойс Чаплин (Joyce E. Chaplin), профессор Гарварда

/гуглперевод здесь и далее, сорри/
Работа Чаплин - это интеллектуальная история плантаторов (амер. Юга - прим.), которых она изучает. Она обнаружила, что многие из плантаторов были заядлыми читателями ведущих мыслителей эпохи Просвещения своего времени и хорошо разбирались в основных философских аргументах. Шотландская историческая школа философов-моралистов оказала особенно сильное влияние на плантаторов, которых изучает Чаплин. Эти плантаторы считали, что человеческое общество проходит через ряд стадий развития и что коммерческое общество представляет собой наивысшую форму развития, которую может достичь человек.

/Прим. М.С.: гений Маркса заключается в том, что он сумел приподняться над этой ограниченностью каждого поколения, для которого каждого (хорошо, пусть многих) - имеющееся вокруг и есть пиком развития (если, конечно, не имеется явного регресса, вон один золотой век истории человечества чего только стоит, как отпечатался в ист. памяти и сразу вспоминается...); Маркс сумел приподняться над этим и узреть как то, что ограничивает (нехватка зачастую даже необходимого на всех, почему возникло и сохранялось поныне эксплуататорское конкурентное общество), так и то, что позволит ему вырваться из этих оков (упомянутой нехватки). Сохраняется эксплуататорское общество ныне всё более лишь по привычке, но гномики... Гномики будут вынуждены взять власть!/

...Плантаторы считали, что человеческое общество проходит через ряд стадий развития и что коммерческое общество представляет собой наивысшую форму развития, которую может достичь человек. Имея это в виду, даже несмотря на то, что эти плантаторы были вовлечены в сельскохозяйственные работы, их словесная точка зрения предписывала, чтобы они сделали эту сельскохозяйственную деятельность как можно более продуктивной. Это протокапиталистическое сельское хозяйство требовало от плантаторов постоянного стремления к модернизации своего производства, насколько это возможно, и постоянного поиска новых и инновационных методов. Эти идеи полностью противоречат предположению, что плантаторы были праздными администраторами, которые стремились только поддерживать статус-кво, даже когда их мир рушился в апатичном разложении вокруг них. Плантаторы Чаплин - рациональные субъекты, реагирующие на меняющиеся рыночные силы и новейшие технологические разработки.

/М.С.: рост населения подстегивал? Конкурентная в целом среда, подталкивавшая к увеличению собственной мощи?../

...Даже если Чаплин не может показать, что большинство плантаторов было в курсе ведущих философских и технологических разработок своего времени, она убедительно утверждает, что это знало значительное меньшинство. Таким образом, Чаплин дает новое важное понимание мира южных плантаторов.

Цит. Joe Stoltz, из рец. на кн. 2013 г. Joyce E. Chaplin http://personal.tcu.edu/swoodworth/Chaplin.html

Из др. рецки на ту же книгу (источник здесь и далее - все тот же линк):

Она исследует период с 1730 по 1815 год, который она называет золотой эрой, по крайней мере, для белого населения, и обращается к экономическому переходу от пограничного обмена с коренными американцами к области, где богатство в основном происходило за счет риса, хлопка и индиго, выращиваемых рабами.

/Ещё примечательное:/
Владельцы плантаций полагались на тягловых животных, мельничные пруды и экспериментировали с паром, чтобы производить большее количество хлопка или риса. Когда плантаторы начали использовать мельницы, хлопкоочистительные и спиртовые заводы, рабы, которые управляли этими машинами, стали более квалифицированными, что дало им некоторую власть в переговорах с владельцами плантаций, изменяя ранее существовавшие отношения хозяина и подчиненного.

...К концу войны 1812 года экономическая система Нижнего Юга зависела от рабства и коммерческого сельского хозяйства, сохраняя при этом определенный интерес к современному миру. Чаплин считает, что эксперименты плантаторов с технологиями и импортом экзотической сельскохозяйственной продукции демонстрируют, что инновации и просто упрямство помогли плантаторам укорениться в коммерческом сельском хозяйстве. Их интерес к современному миру и его теориям начал ослабевать после войны 1812 года. Чаплин исследует постепенный и часто парадоксальный подход Юга к превращению в регион, известный своим отвращением к изменениям...

***
/Из еще одной рец./
В «Тревожном преследовании» рассматривается вопрос о том, как общество на Нижнем Юге - общество, которое, как утверждает Чаплин, находилось в авангарде экономического прогресса до 1815 года, - достигло состояния экономического и социального анахронизма за четверть века до гражданской войны?..

Она считает, что готовность белых принять современные идеи распространяется только на то, насколько это необходимо для удовлетворения их потребностей. Они приняли «современность» в той мере, в какой это позволило им получить контроль над окружающей средой, рабочей силой и экономикой.

/М.С.: утрата конкурентной среды привела к деградации? Когда собственная, внутри общества к обратному (прогрессу), оказывалась недостаточной - достигнутая стабильность ситуации повлекла её консервацию? Обострить её могли бы либо внутренний кризис, вызванный внешними причинами, либо сами по себе последние.../

***
В 1774 году Юг владел половиной всего частного богатства североамериканских колоний. Хотя южное общество было построено на системе рабского труда, которую ставили под сомнение даже некоторые из его практиков, оно доказало свою экономическую жизнеспособность, в то время как эксперименты со свободным трудом для практических целей потерпели неудачу.

...Она утверждает, что южане того периода приняли рабство как временное средство к коммерческому успеху, но считали, что в конечном итоге оно должно быть отменено. Под влиянием идеологии американской революции плантатор из Джорджии признал, что рабство «подрывает все идеи моральной и политической справедливости» (59). Однако слишком ранняя попытка отмены рабства нарушила бы естественный процесс социальной эволюции. Рассматривая рабство и перспективу его отмены с этих позиций, южане могли спорить не столько о моральном вопросе рабства, сколько о прагматических причинах отсрочки его ликвидации.

[Прежде чем предстать нам в закрепившемся, привычном консервативном образе, на амер. Юге был] переходный период, представляя картину уникально прогрессивной современной южной культуры и экономики, которые весьма отличается от стереотипного довоенного Юга.

***
/Бонусом/
* Эссе Мальтуса также упорно понимают неправильно. Эссе, впервые опубликованное анонимно в 1798 году, систематически утверждает, что рост населения имеет тенденцию опережать его средства к существованию, если не сдерживается такими факторами, как болезнь, голод или война, или же снижением рождаемости с помощью таких средств, как половое воздержание. /Знаем мы последние - прим. М.С./
* С самого начала, в первом издании его «Очерка о принципе народонаселения» 1798 года, Северная Америка была его важным примером того, с какой скоростью люди могут размножаться, имея достаточно земли для возделывания и прокормить себя.
Tags: из прочитанного
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments