Мит Сколов (mskolov) wrote,
Мит Сколов
mskolov

Categories:

Видел-видел...

Но такого ещё - кажется, нет. ;)



Из книги "Под взглядом вечности", главы "Веды - предтеча космизма"

Русский космизм продолжился в сфере православной культуры с ее представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западно-европейского научного знания. Первые самобытные черты такого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В.Ломоносова. С того момента можно датировать начало русского космизма, корни которого - в эпохах русского Просвещения и романтизма, ствол - учение Н.Ф.Федорова, ветви - теории его учеников (В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского) и их последователей (включая современных: М.А.Абрамов, А.Г.Гачева, В.П.Беденко, Б.М.Владимирский, В.В.Казютинский, В.П.Казначеев, Пабиск Кузнецов, Л.В.Шапошникова, В.Н.Ягодинский др.).
Христианские идеи отличают его от ведического, индо-буддийского космизма (русские представители - Л.Н.Толстой, Е.П.Блаватская, Е.И. и Н.К.Рерихи). Некоторые черты русского космизма (впервые обозначенные, О.А.Карчевцевым и С.Г.Семеновой) объединяют его с европейской космической философией («вещи в себе», по Иммануилу Канту, непостижимы). Русские же космисты акцентируют внимание на единстве мира, предполагающем познание и постижение его истин. И совсем самобытным делает русский космизм объявленная Федоровым война смерти от лица живого и мертвого человечества, развиваемая также А.А.Богдановым.
С Федорова зачинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционная, неосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.
В конкретном содержании их работ заметна идея активной эволюции («регуляции природы») и достижения бессмертия людьми («общего дела», «всемирной литургии»). Идею всеединства предложил Н.Ф.Федоров, сформулировал В.С.Соловьев. Библейские идеи разумной организованности Космоса и нематериальности его причины ярко проиллюстрировал гипотезами науки К.Э.Циолковский. Наиболее общая тенденция развития идей русского космизма состояла в отказе от антропоцентризма.
Возможно, отказ от антропоцентризма составляет самый существенный смысл космизма вообще. Отказ от телеологической замкнутости мысли людей в рамках человечества - от этого парадоксального неосознанного императива познания, - есть преодоление видовой неадекватности окружающему миру или видовой гордыни. Вместе с тем, это и идейное освобождение (русским космизмом) человечества из плена земной ограниченности, в котором люди ведут себя не лучше, чем пауки в банке. Прорывается вековой плен человеческого сознания...

Понятие «русский космизм» обозначает самостоятельное явление культуры, в рамках которого осознается многоплановое взаимопроникающее единство человека, общества, Земли и Космоса. Истинность, непротиворечивость познания природы, таким образом, теоретически предполагается в единстве практически-рационального и эмоционального (этико-эстетического) способов ее освоения. При этом, любое негативное в эмоциональном плане действие рассматривается как целенаправленно разрушающее естественную среду обитания человека, признается равная важность экологии окружающей среды и экологии души. Неотъемлемый элемент философии русского космизма составляет акцентуация на необходимости умножения блага в природе по ее же лучшим образцам, путем подражания ей (в том числе и в, таком ее качестве, как бессмертие).
http://kosmist.ru/vech-4.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments